Школьные годы.Чудесные?
- blackandwhite
- Автор темы
- Не в сети
- Elite Member
- Сообщений: 283
- Спасибо получено: 459
Снимите ярлыки
Особая примета школьных лет – это то, что социальные ниши заполняются детьми/подростками сравнительно быстро и потом от сложившейся репутации сложно отделаться (или напротив, кайфуешь от заработанного ранее имиджа). Это неправильно, потому как застряв в одной роли, ребёнок лишается возможности развиваться.
Пример 1. На Пете висит клеймо: «двоечник». Все одноклассники уверены, что Петя тупой. Учителя уже не ждут от Пети хороших результатов. Таким образом, формируется ошибочное мнение: Петя – двоечник. Он ничего не может, он дурак и ленивый. В результате, Петя и сам от себя ничего хорошего не ждёт. Хвосты по учёбе превратились в снежный ком, который ему не разгрести. Возможно, Петя попробует реализоваться в спорте или стать лидером дворовых хулиганов (если они, конечно, не перевелись в нашу цифровую эпоху). Но суть в том, что Петя не обязательно тупой/ленивый. Возможно, он способен учиться на «хорошо» и «отлично». Но ярлык двоечника, неудачника становятся для него преградой, которая не даёт ему реализовать свой когнитивный потенциал.
Решение: Пете нужна помощь психолога и репетиторов. Психолог помогает Пете понять, сколько отрицательных эмоций он испытывает из-за того, что он «двоечник». Затем подводит к пониманию того, что ситуацию можно исправить, если немного постараться, и что учиться может быть интересно. Далее с репетиторами Петя навёрстывает упущенное и триумфально получает свои первые 4-ки и 5-ки к всеобщему изумлению однокласснииков и педагогов. И здесь я хочу подчеркнуть: каждый условный «Петя» достоин этого триумфа, достоин чувствовать себя в стенах школы и дома уверенно и комфортно, так же как и каждый человек имеет право на признание его высокой ценности и на отсутствие страданий в его жизни.
Пример 2. Настя отличница. Учителя привыкли к тому, что она всегда хорошо отвечает, по некоторым предметам блистает, и вообще, идёт на медаль. Но, как известно, у медали две стороны. Настю не любят одноклассники. Они просто не пускают её в свой круг общения. Она одинока и очень страдает. Её считают высокомерной и скучной, а возможно, в чём-то завидуют её успехам в учёбе (хотя успех этот добыт многолетним трудом, а не только лишь интеллектуальными способностями самой Насти, и если бы её одноклассники столько же часов просидели над задачами, уравнениями, сочинениями, параграфами, то почти все достигли бы того же результата. У них просто не было мотивации так остервенело учиться. А у Насти была, но это уже отдельная история). В результате, Настя оказывается полностью отрезана от коллектива, её и без того слабые социальные навыки становятся ещё хуже, эмоционально Настя истощается, так как очень трудно днями напролёт находиться в обществе людей, которые с тобой не разговаривают. Растёт её неудолетворяемая годами потребность в аффилиации (в любви и дружбе, общении, человеческом тепле). За столько лет Настя и правда разучилась общаться со сверстниками. А одноклассникам она не нужна, у них уже сложился собственный коллектив. Выигрывая в учёбе, Настя проигрывает в социализации, и это очень большая потеря, которая плохо скажется на её дальнейшей жизни. Оказавшись в новой социальной группе, Настя не сможет выстроить правильные отношения в ней, потому что у неё нет опыта таких отношений. Как бы дальше не складывалась её жизнь, ей придётся заново проходить уроки взаимоотношений человек-человек, и человек – группа. Это те уроки социализации, которые она, по специально или нет, «прогуляла» в школе.
Решение: Насте тоже должен помочь психолог, который даст ей немного другой взгляд на ситуацию и научит её навыкам общения. Как интересоваться другими? Как стать интересной самой? Как разрешать конфликты? Надо делать упор на том, что эти навыки жизненно необходимы и обязательны для изучения. Насте надо объяснить, что в школе, условно говоря, есть две программы для изучения – когнитивная и социальная. Первая выражается в школьных предметах, домашних заданиях (столько-то книжек прочитать, такие-то правила выучить…). И признать, что с этой программой Настя справляется блестяще, похвалить её. Но также отметить, что есть и другая сфера – социальная. В ней Настя ощутимо отстаёт. Программа здесь выполняется ею еле-еле на 3 (рассчитано на то, что Настя, как истинная перфекционистка, не потерпит тройки, и постарается её исправить). Социализация в школе – это общение с одноклассниками. Это люди, не обязательно близкие тебе по духу и интересам, но люди, с которыми придётся провести несколько лет вместе и от которых ты никуда не денешься (в другой школе может быть ещё хуже). Они могут быть неидеальны, неадекватны, жестоки, глупы, грубы, неразвиты на, но даже в них можно найти что-то интересное и доброе. Найди - это – и человек повернётся к тебе светлой своей стороной. Кроме того, Надо объяснить Насте, что по жизни ей придётся общаться с разного рода людьми в различных ситуациях и не всегда это будет приятно и легко, поэтому самое время учиться этому сейчас.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Sova
- Не в сети
- Premium Member
- Сообщений: 144
- Спасибо получено: 100
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- blackandwhite
- Автор темы
- Не в сети
- Elite Member
- Сообщений: 283
- Спасибо получено: 459
Sova пишет: Очень не любила школу. С первой училкой не повезло. И орала она на меня и рвала мои тетрадки новые и много еще всего было (без комментариев). С одноклассниками тоже не все гладко было. Отрицательные моменты от всего этого есть и сейчас (в разумных пределах). Но у меня были хобби в тот пеериод, в которые хочется вернуться сейчас (спортивные в основном). Тогда же я совершила ошибку, которая стоила мне нескольких дополнительных лет учебы (много лет). А вот в ВУЗе я расцвела.
Sova, а что было не так с вашей первой "училкой"? Это учительница начальных классов, я так понимаю? Что же вы такого делали, что она рвала ваши тетрадки? Чем вы ей не угодили?
И что это за ошибка, которая стоила нескольких дополнительных лет учёбы? Вы прямо заинтриговали Хотя я и догадываюсь, что история, может быть, и не весёлая. Я обожаю слушать и читать про человеческие истории, поэтому гарантирую вам искренний интерес к вашей теме. Тем более, что мне в школе тоже было несладко, хотя и по другим причинам. А как вы расцвели в вузе? В учёбе и/или в социализации преуспели?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Sova
- Не в сети
- Premium Member
- Сообщений: 144
- Спасибо получено: 100
Да, начальных классов. Вот не поверите, ничего. Она меня просто не взлюбила. Я всегда в начальной школе тянула руку, она никогда меня принципиально не спрашивала. Я бросала руку в растрепанных чувствах, потому что меня не спросили. Она и поэтому поводу скандал устроила при всем классе. Она считалась лучшей учительницей, блин (извините). Самое интересное, что я ее недавно видела. Она состоила недовольную мину, отвернулась и упорно делала вид, что не знает меня. На этот раз я посмеялась про себя. А моя мама об этом всем с училкой (не могу ее по-другому назвать) не знала. Оказывается я ей ничего не говорила.
Ошибка... я училась в школе далеко неидеально. С трояками. Но у меня были другие увлечения. Мама врач, мечтала, чтобы я пошла по ее стопам. Но... я решила пойти своим путем от большой любви к животным. Даже удалось поработать по первой специальности (не буду здесь писать по какой). Но у нас в этой отрасли развал и в итоге я ушла. И тут мне приспичило в мед. Итог: второе высшее за 8 лет, включая сертификат и хроническая усталость в довесок (видимо, чтобы не скучно было).
В ВУЗе у меня появились настоящие друзья, мне было очень интересно учиться ( в отличие от школы), практики тоже были незабываемые. И узнала Московский ипподром изнутри. В общем жизненный опыт намного круче именно в вышем образовании (в двух высших образованиях).
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Смородинка
- Не в сети
- Senior Member
- Сообщений: 74
- Спасибо получено: 109
Была встреча с одноклассниками 15 лет спустя... у меня было ощущение, что выросла одна я)
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- elena_2013
- Не в сети
- Senior Member
- Сообщений: 40
- Спасибо получено: 46
И первой моей специальностью была -"учитель начальных классов". Я думаю, что не нужно объяснять почему я выбрала эту профессию...
В средних классах было по-другому, мы взрослели, становились личностями, видели разницу между учителями, преподаванием различных предметов, различали разное отношение и причины "любви и нелюбви" к каждому из нас.
Но я повторюсь: мои школьные годы были чудесными без всякого преувеличения
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Д-р Надежда
- Не в сети
- Administrator
- Сообщений: 2956
- Репутация: 3
- Спасибо получено: 2773
Помню тягостное немного ощущение в выпускном классе, когда уже выбрала ВУЗ, занимаешься дополнительно, по той же биологии уже давным-давно все выучила, но нужно отсиживать уроки...Были какие-то личные переживания, первая любовь и т.д. Но в целом все было неплохо.
Впрочем помню девочку одну. Ее очень любила учительница начальных классов - всегда давала ей на праздниках какие-то главные стихи читать и все такое. А девочка была толстенькая, физически слабенькая, дочь очень возрастных родителей, очень домашняя, не гуляла с одноклассниками по вечерам, не слушала модную в то время музыку. Ну и когда начальная школа и поддержка первой учительницы закончилась, то девочка стала и не отличницей, а с началом пубертата стала заметна ее какая-то несовременность, она продолжала носить детскую прическу, при этом никак не могла оставить заносчивое поведение "Главного октябренка" и старосты класса, хотя уж давно ею не являлась.
Вобщем над девочкой стали подсмеиваться, она жаловалась родителям, приходил ее папа - очень старенький на вид, точно старше моего дедушки в те годы, неопрятно одетый и грозил обидчикам палкой, на которую опирался при ходьбе.
Надо сказать, что педагоги работали по этой теме. Однажды мама пришла с родительского собрания и долго со мной говорила о том, что так нельзя, нельзя всем коллективом подсмеиваться над одной. Нас еще всем классом водили в кинотеатр смотреть фильм "Чучело" - как раз тогда вышел.
Но девочка все-таки перешла в другую школу и краем уха я слышала, что и там не особо адаптировалась. По-моему доучивалась вообще в вечерней школе и ...не знаю что с ней стало.
Считаю, что девочке той родители со своей гиперопекой и дружбой с учительницей начальных классов сослужили злую службу, противопоставив искусственно остальным детям. Жаль ее, конечно. Ребенок во всей этой ситуации не виноват, взрослые перестарались.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Смородинка
- Не в сети
- Senior Member
- Сообщений: 74
- Спасибо получено: 109
Да и зря вообще все это было. Дети чувствуют фальшь, и я, конечно же, не поверила, что прям все сразу воспылали ко мне дружескими чувствами. Нельзя заставить уважать насильно.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Лолита Б.
- Не в сети
- New Member
- Сообщений: 12
- Спасибо получено: 22
Не нравились некоторые учителя, но это было, скорее, из-за их тараканов. Например, у химика была привычка садиться рядом с ученицами и так интимненько наклоняться поближе, объясняя материал. Или у математика... все время просила нас закрывать руками глаза, чтобы подпитывать энергией зрительный нерв....
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- blackandwhite
- Автор темы
- Не в сети
- Elite Member
- Сообщений: 283
- Спасибо получено: 459
Что меня затронулр больше всего, так это вывод Смородинки: "Нельзя заставить уважать насильно". У меня в школьные годы была похожая ситуация, когда вызывали маму - мою и поочерёдно девочек, которые меня обижали. Это была экстренная ситуация, без преувеличения. Мне было очень плохо, а они чувствовали свою безнаказанность и издевались. Я до сих пор не понимаю, чем я их задела, что я сделала такого, что оправдывалобы их дальнейшие жестокие действия. Прихожу к выводу, что даже если я что-то не то сказала, косо посмотрела на них, как-то унизила (чего совершенноне помню), то потом-то я вела себя очень тихо и замкнуто. Можно было как-то остановиться? Одну из этих девочек, вы может быть, будете смеяться, но я искоренне считаю её воплощением зла и хамства. Никонда не забуду её ухмылку. Вторая не столько злая, сколько глупая и некультурная. Не будем забывать важный фактор: учёба. Я всегда блистала, а они перебивались с двойки на тройку, во всяком случае в то время. И вот в связи с этим я хочу спросить - себя и вас. А можно ли как-то разрешить подобную ситуацию не прибегая к помоще и зашите родителей? Ведь если ребёнок страдает, родитель будет пытаться его защитить, это естественно. Разве есть другие варианты? Обучать обидчика и жертву эффективным методам коммуникации? Ох, поверьте мне, существуют такие "детки", которые будут играть роль милых заек на таких занятиях, а потом травить свою жертву на обычных уроках и переменах. Я бы не сказала, что вызов родителей в школу - это значит заставить уважать насильно. Это отчаянный, последний шаг; попытка воздействовать на агрессора с помощью авторитета его родителя, это такое средство, которое применяют, когда больше ничего не помогает. И я не скажу, чтобы как-то гналась за уважением в той ситуации. Мне нужно было, чтобы от меня отстали и перестали унижать. Было уже тогда понятно, что дружить мы не будем, я не стану частью их группы. Но можно было хотя бы не мешать мне существовать самой по себе? Речь шла о выживании, а не об уважении. И на выживание, я считаю, имеет право каждый. Это право и отстаивалось мной и моей мамой. Повторюсь, подростки бывают очень жестоки и чувствуют свою безнаказанность. Они травили не только меня, но и наших учителей, например, которые сильно натерпелись из-за них и были так же беззащитны. Сейчас как вспомню - жутко становится. Я давно уже живу в цивилизованном мире взрослых, где такие выходки просто неприемлемы, не случаются. А мир подростков в школе - это, наверное, самый жестокий мир. Там не люди, а звери. У них нет никакого сочувствия к другому. Каждый хочет проявить себя, самоутвердиться и подчиняется только тому, кто сильнее, авторитетнее, и то из страха, что тот, кто сильнее может их сломать. Это битва не на жизнь, а на смерть. Ужас, в общем. Я рада, что это время для меня закончилось. И очень жалею тех, кто через это проходит и кому это ещё предстоит.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Medpsich
- Не в сети
- New Member
- Сообщений: 12
- Спасибо получено: 8
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Илонушка
- Не в сети
- New Member
- Сообщений: 1
- Спасибо получено: 0
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.