Школьные годы.Чудесные?

Больше
1 год 2 нед. назад #1 от blackandwhite
blackandwhite создал тему: Школьные годы.Чудесные?
Здравствуйте, уважаемые форумчане! В этой теме поговорим о школе. Мы все провели там 10 или 11 лет. Это были годы, в которые формировалась наша личность и многие именно в школе стали теми, кем стали (хотя иногда бывает, что после окончания школы человек кардинально меняется). Не знаю, как вы, но я свои школьные дни вспоминаю с содроганием. Причём буквально – прохладные отношения с одноклассниками, леденящий душу страх, что в тебя сейчас что-то плюнут, кинут, тебя толкнут, обзовут , унизят, будут травить; холодные стены коридора и такой же холод в душе, аж съёживаешься… Столько страха, сколько в школе, я, наверное, не испытывала больше нигде. Но это моя история. А какими были ваши школьные будни? Я бы хотела дать следующие советы родителям, школьникам, учителям, как сделать школьные годы легче.

Снимите ярлыки

Особая примета школьных лет – это то, что социальные ниши заполняются детьми/подростками сравнительно быстро и потом от сложившейся репутации сложно отделаться (или напротив, кайфуешь от заработанного ранее имиджа). Это неправильно, потому как застряв в одной роли, ребёнок лишается возможности развиваться.

Пример 1. На Пете висит клеймо: «двоечник». Все одноклассники уверены, что Петя тупой. Учителя уже не ждут от Пети хороших результатов. Таким образом, формируется ошибочное мнение: Петя – двоечник. Он ничего не может, он дурак и ленивый. В результате, Петя и сам от себя ничего хорошего не ждёт. Хвосты по учёбе превратились в снежный ком, который ему не разгрести. Возможно, Петя попробует реализоваться в спорте или стать лидером дворовых хулиганов (если они, конечно, не перевелись в нашу цифровую эпоху). Но суть в том, что Петя не обязательно тупой/ленивый. Возможно, он способен учиться на «хорошо» и «отлично». Но ярлык двоечника, неудачника становятся для него преградой, которая не даёт ему реализовать свой когнитивный потенциал.

Решение: Пете нужна помощь психолога и репетиторов. Психолог помогает Пете понять, сколько отрицательных эмоций он испытывает из-за того, что он «двоечник». Затем подводит к пониманию того, что ситуацию можно исправить, если немного постараться, и что учиться может быть интересно. Далее с репетиторами Петя навёрстывает упущенное и триумфально получает свои первые 4-ки и 5-ки к всеобщему изумлению однокласснииков и педагогов. И здесь я хочу подчеркнуть: каждый условный «Петя» достоин этого триумфа, достоин чувствовать себя в стенах школы и дома уверенно и комфортно, так же как и каждый человек имеет право на признание его высокой ценности и на отсутствие страданий в его жизни.

Пример 2. Настя отличница. Учителя привыкли к тому, что она всегда хорошо отвечает, по некоторым предметам блистает, и вообще, идёт на медаль. Но, как известно, у медали две стороны. Настю не любят одноклассники. Они просто не пускают её в свой круг общения. Она одинока и очень страдает. Её считают высокомерной и скучной, а возможно, в чём-то завидуют её успехам в учёбе (хотя успех этот добыт многолетним трудом, а не только лишь интеллектуальными способностями самой Насти, и если бы её одноклассники столько же часов просидели над задачами, уравнениями, сочинениями, параграфами, то почти все достигли бы того же результата. У них просто не было мотивации так остервенело учиться. А у Насти была, но это уже отдельная история). В результате, Настя оказывается полностью отрезана от коллектива, её и без того слабые социальные навыки становятся ещё хуже, эмоционально Настя истощается, так как очень трудно днями напролёт находиться в обществе людей, которые с тобой не разговаривают. Растёт её неудолетворяемая годами потребность в аффилиации (в любви и дружбе, общении, человеческом тепле). За столько лет Настя и правда разучилась общаться со сверстниками. А одноклассникам она не нужна, у них уже сложился собственный коллектив. Выигрывая в учёбе, Настя проигрывает в социализации, и это очень большая потеря, которая плохо скажется на её дальнейшей жизни. Оказавшись в новой социальной группе, Настя не сможет выстроить правильные отношения в ней, потому что у неё нет опыта таких отношений. Как бы дальше не складывалась её жизнь, ей придётся заново проходить уроки взаимоотношений человек-человек, и человек – группа. Это те уроки социализации, которые она, по специально или нет, «прогуляла» в школе.

Решение: Насте тоже должен помочь психолог, который даст ей немного другой взгляд на ситуацию и научит её навыкам общения. Как интересоваться другими? Как стать интересной самой? Как разрешать конфликты? Надо делать упор на том, что эти навыки жизненно необходимы и обязательны для изучения. Насте надо объяснить, что в школе, условно говоря, есть две программы для изучения – когнитивная и социальная. Первая выражается в школьных предметах, домашних заданиях (столько-то книжек прочитать, такие-то правила выучить…). И признать, что с этой программой Настя справляется блестяще, похвалить её. Но также отметить, что есть и другая сфера – социальная. В ней Настя ощутимо отстаёт. Программа здесь выполняется ею еле-еле на 3 (рассчитано на то, что Настя, как истинная перфекционистка, не потерпит тройки, и постарается её исправить). Социализация в школе – это общение с одноклассниками. Это люди, не обязательно близкие тебе по духу и интересам, но люди, с которыми придётся провести несколько лет вместе и от которых ты никуда не денешься (в другой школе может быть ещё хуже). Они могут быть неидеальны, неадекватны, жестоки, глупы, грубы, неразвиты на, но даже в них можно найти что-то интересное и доброе. Найди - это – и человек повернётся к тебе светлой своей стороной. Кроме того, Надо объяснить Насте, что по жизни ей придётся общаться с разного рода людьми в различных ситуациях и не всегда это будет приятно и легко, поэтому самое время учиться этому сейчас.
Спасибо сказали: Психодуэт, elena_2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад - 1 год 2 нед. назад #2 от Sova
Sova ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Очень не любила школу. С первой училкой не повезло. И орала она на меня и рвала мои тетрадки новые и много еще всего было (без комментариев). С одноклассниками тоже не все гладко было. Отрицательные моменты от всего этого есть и сейчас (в разумных пределах). Но у меня были хобби в тот период, в которые хочется вернуться сейчас (спортивные в основном). Тогда же я совершила ошибку, которая стоила мне нескольких дополнительных лет учебы (много лет). А вот в ВУЗе я расцвела.
Последнее редактирование: 1 год 2 нед. назад пользователем Sova.
Спасибо сказали: blackandwhite, Психодуэт, elena_2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #3 от blackandwhite
blackandwhite ответил в теме Школьные годы.Чудесные?

Sova пишет: Очень не любила школу. С первой училкой не повезло. И орала она на меня и рвала мои тетрадки новые и много еще всего было (без комментариев). С одноклассниками тоже не все гладко было. Отрицательные моменты от всего этого есть и сейчас (в разумных пределах). Но у меня были хобби в тот пеериод, в которые хочется вернуться сейчас (спортивные в основном). Тогда же я совершила ошибку, которая стоила мне нескольких дополнительных лет учебы (много лет). А вот в ВУЗе я расцвела.


Sova, а что было не так с вашей первой "училкой"? Это учительница начальных классов, я так понимаю? Что же вы такого делали, что она рвала ваши тетрадки? Чем вы ей не угодили?
И что это за ошибка, которая стоила нескольких дополнительных лет учёбы? Вы прямо заинтриговали :) Хотя я и догадываюсь, что история, может быть, и не весёлая. Я обожаю слушать и читать про человеческие истории, поэтому гарантирую вам искренний интерес к вашей теме. Тем более, что мне в школе тоже было несладко, хотя и по другим причинам. А как вы расцвели в вузе? В учёбе и/или в социализации преуспели?
Спасибо сказали: Психодуэт, elena_2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад - 1 год 2 нед. назад #4 от Sova
Sova ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Blackandwhite, я тоже обожаю человеческие истории :) :) ;).
Да, начальных классов. Вот не поверите, ничего. Она меня просто не взлюбила. Я всегда в начальной школе тянула руку, она никогда меня принципиально не спрашивала. Я бросала руку в растрепанных чувствах, потому что меня не спросили. Она и поэтому поводу скандал устроила при всем классе. Она считалась лучшей учительницей, блин (извините). Самое интересное, что я ее недавно видела. Она состоила недовольную мину, отвернулась и упорно делала вид, что не знает меня. На этот раз я посмеялась про себя. А моя мама об этом всем с училкой (не могу ее по-другому назвать) не знала. Оказывается я ей ничего не говорила.
Ошибка... я училась в школе далеко неидеально. С трояками. Но у меня были другие увлечения. Мама врач, мечтала, чтобы я пошла по ее стопам. Но... я решила пойти своим путем от большой любви к животным. Даже удалось поработать по первой специальности (не буду здесь писать по какой). Но у нас в этой отрасли развал и в итоге я ушла. И тут мне приспичило в мед. Итог: второе высшее за 8 лет, включая сертификат и хроническая усталость в довесок (видимо, чтобы не скучно было).
В ВУЗе у меня появились настоящие друзья, мне было очень интересно учиться ( в отличие от школы), практики тоже были незабываемые. И узнала Московский ипподром изнутри. В общем жизненный опыт намного круче именно в вышем образовании (в двух высших образованиях).
Последнее редактирование: 1 год 2 нед. назад пользователем Sova.
Спасибо сказали: blackandwhite, Психодуэт, elena_2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #5 от Смородинка
Смородинка ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Учиться любила, школу не любила, потому что именно там познала все прелести человеческого лицемерия (хех, как пафосно). Но именно школа очень рано помогла мне понять, что притворяются и дети, и взрослые. А вот институт был очень хорошим временем. Его вспоминаю с теплом.
Была встреча с одноклассниками 15 лет спустя... у меня было ощущение, что выросла одна я)
Спасибо сказали: blackandwhite, elena_2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #6 от elena_2013
elena_2013 ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
А вот у меня очень хорошие воспоминания о школе, а о начальной просто прекрасные. И учитель-профессионал с большой буквы, и сам процесс учебы, и мое восприятие того времени. Я понимаю, точнее, не сама поняла, а подсказали завистливые одноклассницы, когда мы пошли в среднее звено. Да, меня любила "учительница первая моя", но этого я не добивалась каким-либо подлизыванием (популярное словечко во времена моего детства), вот просто сошлось как-то все: я получала удовольствие, когда с легкостью выполняла задания в классе, дома, на продленке. Даже 19 мая (в день пионерии, если не ошибаюсь) у нас в поселке у хорошистов и отличников было общее собрание с награждением грамотами за хорошую учебу и вручением подарков (вспоминаю те времена, сравниваю с тем, как все было в школьные годы у сына, (мы уже жили в городе нефтяников), Такая ностальгия!
И первой моей специальностью была -"учитель начальных классов". Я думаю, что не нужно объяснять почему я выбрала эту профессию...
В средних классах было по-другому, мы взрослели, становились личностями, видели разницу между учителями, преподаванием различных предметов, различали разное отношение и причины "любви и нелюбви" к каждому из нас.
Но я повторюсь: мои школьные годы были чудесными без всякого преувеличения
Спасибо сказали: blackandwhite, Смородинка

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #7 от Д-р Надежда
Д-р Надежда ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Я училась в замечательной школе. До сих пор передаю привет тем учителям, которые еще живы. Сама школьная система - она во многом ужасная например для такого человека как я, с моими особенностями мышления и довольно быстрой физической истощаемостью. Мне немного мешали организационные моменты - необходимость тащить на себе все эти лыжи, отсутствие душа после физры, необходимость напяливать потом школьную форму...Но все это компенсировалось душевной обстановкой, у нас правда и класс был хороший, и много, очень много было внеклассной работы, объединяющей детей и позволяющей каждому в чем-то раскрыться.
Помню тягостное немного ощущение в выпускном классе, когда уже выбрала ВУЗ, занимаешься дополнительно, по той же биологии уже давным-давно все выучила, но нужно отсиживать уроки...Были какие-то личные переживания, первая любовь и т.д. Но в целом все было неплохо.
Впрочем помню девочку одну. Ее очень любила учительница начальных классов - всегда давала ей на праздниках какие-то главные стихи читать и все такое. А девочка была толстенькая, физически слабенькая, дочь очень возрастных родителей, очень домашняя, не гуляла с одноклассниками по вечерам, не слушала модную в то время музыку. Ну и когда начальная школа и поддержка первой учительницы закончилась, то девочка стала и не отличницей, а с началом пубертата стала заметна ее какая-то несовременность, она продолжала носить детскую прическу, при этом никак не могла оставить заносчивое поведение "Главного октябренка" и старосты класса, хотя уж давно ею не являлась.
Вобщем над девочкой стали подсмеиваться, она жаловалась родителям, приходил ее папа - очень старенький на вид, точно старше моего дедушки в те годы, неопрятно одетый и грозил обидчикам палкой, на которую опирался при ходьбе.
Надо сказать, что педагоги работали по этой теме. Однажды мама пришла с родительского собрания и долго со мной говорила о том, что так нельзя, нельзя всем коллективом подсмеиваться над одной. Нас еще всем классом водили в кинотеатр смотреть фильм "Чучело" - как раз тогда вышел.
Но девочка все-таки перешла в другую школу и краем уха я слышала, что и там не особо адаптировалась. По-моему доучивалась вообще в вечерней школе и ...не знаю что с ней стало.
Считаю, что девочке той родители со своей гиперопекой и дружбой с учительницей начальных классов сослужили злую службу, противопоставив искусственно остальным детям. Жаль ее, конечно. Ребенок во всей этой ситуации не виноват, взрослые перестарались.
Спасибо сказали: blackandwhite, Весна, Смородинка, Sova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #8 от Смородинка
Смородинка ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Мне тоже не особо помогло то, что классная руководительница и мама беседовали с моим классом, чтобы надо мной не смеялись. Где-то пару месяцев - и все снова вернулось на круги своя, и я потом уже не жаловалась, поняла, что бесполезно.
Да и зря вообще все это было. Дети чувствуют фальшь, и я, конечно же, не поверила, что прям все сразу воспылали ко мне дружескими чувствами. Нельзя заставить уважать насильно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #9 от Лолита Б.
Лолита Б. ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Любила школу и очень дружу со всеми одноклассниками, с некоторыми еще и посчастливилось вместе работать.
Не нравились некоторые учителя, но это было, скорее, из-за их тараканов. Например, у химика была привычка садиться рядом с ученицами и так интимненько наклоняться поближе, объясняя материал. Или у математика... все время просила нас закрывать руками глаза, чтобы подпитывать энергией зрительный нерв....
Спасибо сказали: blackandwhite

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
1 год 2 нед. назад #10 от blackandwhite
blackandwhite ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Здравствуйте, дорогие форумчане! Я прошу извинить меня за долгое молчание. Ячитала каждое ваше сообщение с болбшим вниманием и долго о кадом думала. Сколько интересных тем и подтем вы затронули! И у каждого из вас своя личная школьная история. Я хотела каждому из вас лично ответить и узнать какие-то подробности, но не успела, сообщения шли одни за другим. Рада, что тема вызвала такой живой отклик :)
Что меня затронулр больше всего, так это вывод Смородинки: "Нельзя заставить уважать насильно". У меня в школьные годы была похожая ситуация, когда вызывали маму - мою и поочерёдно девочек, которые меня обижали. Это была экстренная ситуация, без преувеличения. Мне было очень плохо, а они чувствовали свою безнаказанность и издевались. Я до сих пор не понимаю, чем я их задела, что я сделала такого, что оправдывалобы их дальнейшие жестокие действия. Прихожу к выводу, что даже если я что-то не то сказала, косо посмотрела на них, как-то унизила (чего совершенноне помню), то потом-то я вела себя очень тихо и замкнуто. Можно было как-то остановиться? Одну из этих девочек, вы может быть, будете смеяться, но я искоренне считаю её воплощением зла и хамства. Никонда не забуду её ухмылку. Вторая не столько злая, сколько глупая и некультурная. Не будем забывать важный фактор: учёба. Я всегда блистала, а они перебивались с двойки на тройку, во всяком случае в то время. И вот в связи с этим я хочу спросить - себя и вас. А можно ли как-то разрешить подобную ситуацию не прибегая к помоще и зашите родителей? Ведь если ребёнок страдает, родитель будет пытаться его защитить, это естественно. Разве есть другие варианты? Обучать обидчика и жертву эффективным методам коммуникации? Ох, поверьте мне, существуют такие "детки", которые будут играть роль милых заек на таких занятиях, а потом травить свою жертву на обычных уроках и переменах. Я бы не сказала, что вызов родителей в школу - это значит заставить уважать насильно. Это отчаянный, последний шаг; попытка воздействовать на агрессора с помощью авторитета его родителя, это такое средство, которое применяют, когда больше ничего не помогает. И я не скажу, чтобы как-то гналась за уважением в той ситуации. Мне нужно было, чтобы от меня отстали и перестали унижать. Было уже тогда понятно, что дружить мы не будем, я не стану частью их группы. Но можно было хотя бы не мешать мне существовать самой по себе? Речь шла о выживании, а не об уважении. И на выживание, я считаю, имеет право каждый. Это право и отстаивалось мной и моей мамой. Повторюсь, подростки бывают очень жестоки и чувствуют свою безнаказанность. Они травили не только меня, но и наших учителей, например, которые сильно натерпелись из-за них и были так же беззащитны. Сейчас как вспомню - жутко становится. Я давно уже живу в цивилизованном мире взрослых, где такие выходки просто неприемлемы, не случаются. А мир подростков в школе - это, наверное, самый жестокий мир. Там не люди, а звери. У них нет никакого сочувствия к другому. Каждый хочет проявить себя, самоутвердиться и подчиняется только тому, кто сильнее, авторитетнее, и то из страха, что тот, кто сильнее может их сломать. Это битва не на жизнь, а на смерть. Ужас, в общем. Я рада, что это время для меня закончилось. И очень жалею тех, кто через это проходит и кому это ещё предстоит.
Спасибо сказали: Психодуэт, holodnaja, Натали Натали, Medpsich

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
4 нед. 2 дн. назад #11 от Medpsich
Medpsich ответил в теме Школьные годы.Чудесные?
Во многом согласна с предыдущим автором. У меня школа была самая классическая во всем своем блистательном убожестве. Было много травли, в классе собралось довольно много "хулиганов". Я сама держалась особняком, хорошо училась и меня совсем не трогали. А вот некоторым другим ребятам не так повезло: помню и пакеты с водой в ботинках и чучела из кабинета естествознания в сумках. Была каста ребят, которых регулярно "пинали": однажды одному мальчику на уроке истории связали рукава за спиной (до этого он баловался и зачем-то вытащил руки из них), так он весь урок просидел, прося учительницу о помощи, а та ему говорила:" Не балуйся"- она вообще не поняла, что произошло и решила, что он "придуртвается". Была девочка, страстно влюбленная в Гитлера-сидела на задней парте и царапала свастики. Она была странная, всегда в черном, потом ее перевели и я слышала, что в новой школе она стала ассоциировать себя с экстремистской: ходила в черном платке и однажды пришла с ножом в младший класс с намерением пока лечить детей, но все обошлось... В общем, хоть училась я и хорошо и меня не трогали, может даже немного уважали, но школу я всегда вспоминаю без радости и никогда не прихожу на встречи выпускников.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.092 секунд
Работает на Kunena форум