Новости

Решила поговорить о вторичных выгодах именно в этой теме. Несмотря на то, что фиксация внимания как окружающих, так и самого человека на психическом заболевании не есть хорошо и мы уже говорили почему, но при всех негативных последствиях иногда из ситуации следует некоторая странная выгода и для больного, и для его родственников.

Да, человеку с психическим расстройством часто бывает труднее социализироваться, найти свое место в жизни. Трудно, а в некоторые периоды невозможно работать, выполнять обязанности по дому, выстраивать нормальные отношения с другими людьми. Но вот тяжелый период миновал и фактически пациент снова может обслуживать себя, выполнять необходимые дела по дому. Может работать или хотя бы начать искать работу, может вернуться к нормальным отношениям. Но трудоустраиваться после вынужденного перерыва, восстанавливать общение с людьми, с которыми, возможно, бывал не вполне корректен - это непросто и для тех, кто и не болел психическим заболеванием, это для всех непросто. Есть пациенты, которые в силу

Можно сказать, что это классический вариант депрессии, который проще всего диагностировать и врачу-психиатру, и врачам других специальностей, и просто окружающим заболевшего человека людям. Это расстройство, имеющее все те очевидные признаки, неоднократно описанные и в художественной литературе, и в различных журналах. Именно так представляет себе депрессию большинство людей, и если у человека другой вариант депрессии, то он часто недоумевает, не может понять, почему врач назначает антидепрессанты, ведь " у меня же нет депрессии?", имея в виду, что нет классических симптомов меланхолической депрессии.

Итак, симптомы меланхолической депрессии:

1) Ведущий, основной симптом, который обращает на себя внимание и доставляет страдание человеку - это чувство тоски, глубокой печали. Часто, особенно у женщин сопровождается плаксивость, частыми слезами. При тяжелой степени депрессии чувство тоски достигает степени невыносимой душевной боли, локализующейся в области груди, так называемая витальная тоска. В некоторых случаях именно выраженность витальной тоски толкает человека к суицидальным действиям как способу прекратить страдания.

При развитии депрессии у ребенка также как и заболевании депрессией врослого человека близкие часто недооценивают риски , просто не знают о возможных серьезных негативных последствиях. Не владея информацией, родители путают депрессию с естественным огорчением, печалью в силу неблагоприятных событий , подобные эмоции конечно же может и должен испытывать здоровый ребенок. И подобные эмоциональные состояния действительно проходят со временем и изменением обстановки без лечения. Каждый человек проходил через это. Однако клиническая депрессия - это совсем другое, это заболевание головного мозга . И вот к чему оно ведет.

1. Еще раз повторюсь, что депрессия - это нарушение работы головного мозга, повреждающее нервные клетки, нейроны, и что особенно важно - блокирующее процесс нейрогенеза, созревания новых нейронов. Особенно повреждающее область мозга под названием гиппокамп, который как раз и отвечает за развитие новых нейронов, образование новых межнейронных связей. Именно здесь происходит запоминание нового опыта, знаний, обучение новым навыкам. И во взрослом возрасте это очень неблагоприятные процессы, ухудшающие на время заболевания умственные способности. Но у взрослого по крайней мере мозг уже закончил свое формирование, есть определенный багаж знаний и опыта, который помогает вернуться к обычной жизни после лечения. Другое дело быстрорастущий мозг. Нарушения в нем в ранние возрастные периоды приводят к более тяжелым последствиям, если не лечить ребенка. Но есть и хорошая новость - детский мозг пластичен и при назначении современных антидепрессантов быстро восстанавливает нанесенные депрессией повреждения.

Детские и подростковые депрессии являются одной из серьезнейших проблем современной психиатрии. И одной из важных проблем, мешающих полноценному развитию ребенка, лишающих его счастливых детских впечатлений, а также серьезно осложняющих жизнь родителей. Я уже писала в общем разделе про депрессию, что данные расстройства у взрослых очень часто не диагностируются, ведь 2/3 депрессий протекают в маскированной, нетипичной форме. Из тех людей, которые все же поняли, что у них депрессия, менее половины обращается за медицинской помощью в силу отсутствия знаний по вопросу, опасений негативных последствий в виде диспансерного учета и связанных с ним ограничений. И если такая плачевная ситуация с депрессиями у взрослых людей, которые сами решают идти им к врачу или нет, способны сами обратиться за помощью, то в случае депрессии у ребенка диагностика и лечение возможно только в случае если родители или педагоги заподозрят неладное и приведут малыша на консультацию.

Почему диагностика детских депрессий так сложна?

Врачи констатируют, что большинство современных женщин не вступают в беременность с необходимым запасом нужных минералов и витаминов. От частичной нехватки тех или иных веществ страдает практически каждая будущая мать. Но если до беременности скрытый недостаток микроэлементов может быть незаметным, то во время беременности недостаток важнейших витаминов и микроэлементов может нанести вред будущему ребенку. Особенно опасными являются гиповитаминоз и нехватка йода, железа, кальция и цинка. О роли последнего микроэлемента в развитии беременности поговорим подробнее.

Почему будущим мамам необходим цинк?

По содержанию в человеческом организме цинк уступает лишь железу. Он незаменим для жизнедеятельности. Особенно важна его роль во время беременности, так как ежедневная потребность в цинке быстро увеличивается.Без цинка невозможно правильное развитие новой жизни. При его дефиците наблюдаются пороки плода, а также новорожденных, в частности, искривление позвоночника, гидроцефалия, грыжи живота, расщепление неба и так далее.Микроэлемент играет определенную роль в формировании скелета, росте и делении клеток, контролирует синтез и стабилизацию инсулина, обладает антитоксическим и антивирусным действием.Недостаток цинка грозит осложнениями при родах: ухудшению здоровья женщины, ослаблению сократительной активности, медленному раскрытию родовых путей, разрывам , серьезным кровотечениям и инфекциям.

В процессе эволюции эмоции появились гораздо раньше, чем способность логически мыслить. Центры головного мозга, ответственные за инстинктивное, эмоциональное реагирование намного более древние, чем кора головного мозга, с помощью которой происходит анализ ситуации и выработка разумного решения. Все эмоции нужны для того, чтобы помочь живому существу, не только человеку, приспособиться и выжить в окружающей среде. Эмоции - это топливо для любого поведенческого акта. Нет эмоций - человек расслаблен, апатичен и не хочет/не может ничего делать. Тогда как всплеск эмоций буквально подстегивает нас сорваться с места и начать действовать. В теме про депрессию я писала о том, для чего нужны положительные эмоции - радость, удовольствие, желания, как они мотивируют человека на различную активность. Здесь все понятно. Но зачем нам так называемые "отрицательные" эмоции? Тревога, паника, страх, гнев, раздражение, обида?

Природа создала для человека и эмоциональный пряник в виде удовольствия, и эмоциональный кнут в виде страха. Положительные эмоции побуждают к поиску пищи, сексуальному поведению,уходу за детенышами, у человека - к высшим формам поведения, приносящим радость. Тревога , страх нужны для того, чтобы мгновенно реагировать на опасность, вступая в схватку с противником либо спасаясь бегством. То есть сами по себе ощущения страха, тревоги в угрожающих жизни или здоровью ситуации являются нормальными, адекватными и даже полезными. Позволяют человеку моментально активизироваться, включиться физически и психически, например, быстро бежать в случае какой-то аварии, пожара или дают силу дать отпор при внезапном нападении. Такие действия совершаются почти мгновенно, инстинктивно, человек не успевает порой даже подумать. На обдумывание ситуации и принятие разумного решения потребовалось бы гораздо больше времени, поэтому реакции страха продолжают нам быть полезны и сейчас, не только в древности, когда человеку приходилось вступать в схватку с дикими животными или спасаться от них бегством.

Жалобы на ухудшение памяти, сложности с работой интеллектуального характера, учебой, на рассеянность, невнимательность встречаются практически у всех пациентов в депрессией. Некоторые люди обращают внимание на эти нарушения меньше, так как у них сильно выражено чувство тоски и остальные проблемы они просто не замечают. В других случаях, особенно при скрытых, маскированных депрессиях, эти жалобы могут выходить на первый план. Человек не обращает внимание на сниженное настроение, печаль, связывая эти эмоции с какими-то внешними событиями, а вот проблемы с запоминанием, выполнением задач, связанных с необходимостью концентрации внимания, выходят на первый план и зачастую именно они являются поводом обращения к врачу. На этом этапе нередки диагностические ошибки, врачи начинают "лечить сосуды", предполагая именно в них проблемы когнитивно-мнестического характера. У молодых пациентов, не страдающих гипертонией, сахарным диабетом, атеросклерозом при подобных жалобах нужно в первую очередь думать о депрессивных расстройствах, так как у них просто нет факторов, способных привести к сосудистой патологии. Еще сложнее с пожилыми пациентами, у которых эти факторы вроде бы есть, но истинной причиной снижения интеллекта является именно депрессия. Есть даже термин "псевдодеменция", когда выраженное снижение памяти и умственных способностей из-за депрессии настолько глубоко, что его путают со "старческим слабоумием", деменцией, болезнью Альцгеймера и в результате такие пациенты не получают правильное лечение. Тогда как снижение памяти и внимания при депрессии в отличие от настоящих деменций достаточно хорошо лечится антидепрессантами и пациенты восстанавливают утраченные функции.

Нередко бывает так, что окружающие не замечают, что у человека депрессия. Человек не делится своими внутренними переживаниями, не жалуется на чувство тоски, потерю чувства удовольствия, интереса к жизни. По тем самым причинам, о которых я уже писала: не знает, что это болезненное состояние, нуждающееся в лечении, считает, что признаваться в таком стыдно, что это - признак слабости. Что нужно просто отвлечься, как-то развеселить себя. Часто такое поведение характерно как раз для "сильных личностей", работающих, успешных людей. Среди них много мужчин, которым из-за условностей и стереотипов общества бывает еще сложнее обратиться за помощью к психотерапевту или психиатру.

Что же происходит? Как мы уже знаем, при депрессии снижена работа зон удовольствия, отвечающих за интерес, мотивацию к обычным повседневным делам. Привычная жизнь кажется пресной, серой, унылой. Человек страдает ангедонией, начинает подступать апатия. Но убеждения человека и мнение окружающих таковы, что это просто лень или усталость, и нужно себя как-то подхлестывать, чтобы сохранять активность и трудоспособность. Да и вообще, без нормального функционирования зон удовольствия человеку жить очень плохо и сложно. Так вот, так как обычные маленькие радости уже неспособны стимулировать зоны удовольствия депрессивного человека, то некоторые люди идут по пути того, что начинают искать более сильные раздражители, стимулы, удовольствия, которые хоть на короткое время способны подхлестнуть эту систему. Человек начинает совершать поступки, которые ранее были ему не свойственны, меняться в поведении в попытках бороться с ангедонией и апатией.

Кроме типичных депрессивных состояний, при которых ведущим и в первую очередь обращающим на себя внимание симптомом является тоска, грусть, сниженное настроение, душевная боль, есть еще другие формы депрессии, так называемые "депрессии без депрессии", "маскированные депрессии", "соматизированные депрессии". От слова "сома" - что значит тело, то есть депрессии, проявляющиеся не нарушениями психического состояния, а разными телесными расстройствами. Та самая пресловутая психосоматика. Несмотря на то, что расстройства настроения, депрессивные эмоции ощущаются больным в меньшей степени, но по своим последствиям и значимости это расстройство отнюдь не минимальное.

В 1972 г. Edgell опубликовал данные о 150 больных, которые в общей сложнос­ти перенесли 740 терапевтических и хирургических обследований и процедур. Они страдали скрытой депрессией. Все исследователи сходятся на том, что главная трудность правильной диагностики и лечения та­ких больных заключается в том, что сами больные, как правило, не жалуются на чувство угнетенности, сообщают врачу только физических симптомах, которые их особен­но беспокоят. А если учесть, что любой врач и любой трезвомыслящий человек по­нимает, что, имея в качестве клинических симптомов боли в сердце, непереноси­мый зуд, запоры или жидкий стул, боли в различных областях тела или головокружения, пациенты вряд ли будут при этом выказывать замечательное настроение, то любые слегка выраженные колебания настроения, легкая апатия, снижение жизненного тонуса, некоторый пессимизм и прочие субъективные жалобы больных будут расцениваться как вполне адекватные, соответствующие реальной ситуации.

Биполярное расстройство затрагивает около 1% популяции в своей классической форме и до 6%, если рассматривать стертые формы. Показатель наследуемости биполярного расстройства составляет, по разным данным, 60-93%. При этом, несмотря на отчетливый вклад наследственности в развитие БР, генетическая архитектура этого заболевания остается неизученной. Некоторые исследователи предполагают, что биполярное расстройство является экстремальной выраженностью определенных показателей темперамента, личностных черт и когнитивного статуса. Уже давно было отмечено, что больные БР и их родственники обладают некоторыми положительными особенностями, такими как креативность и склонность к выбору творческих профессий. Основываясь на этих данных, психиатр Tiffany Greenwood из Калифорнийского университета предположила, что при накоплении большого количества предрасполагающих к БР генов возникает болезнь, а при небольшом их количестве проявляются определенные преимущества, в частности, креативность. В рамках этой гипотезы она выполнила обзор литературы о взаимосвязи креативности и биполярного расстройства.