…Плеть вонзается в спину и кромсает в лоскуты декоративное покрытие, каскад вишневых капель, снова и снова, в плясовом свисте плети, как бы мне отхлестать себя, отстегать эту хлипкую конструкцию и избавиться от оболочки, да последовать выше, дальше?
...я воткнул нож себе в левое плечо, сделав глубокий надрез. Тут же застучали виски, закрутились колеса. Кровь густым кипятком поползла вниз по руке, и я наконец смог выдохнуть. Обмотав плечо тряпкой, снова улегся спать, в тот раз на правый бок, смотря в затылок жены. Свой нож потом я всюду держал рядом, потому что по мере того, как затягивалась рана, греховные мысли становились все более навязчивыми. А эта боль, вначале резкая, щиплющая, потом тупая, незаживающая, не позволяющая опереться левой (дьявольской, и поделом ей!) частью тела на что бы то ни было, помогала хотя бы ненадолго выкинуть из головы все непристойное, вернуть контроль над самим собой и сосредоточиться на деле.
(А.Ефименко, «Архитектор»)
Популярность сэлфхарма в литературе, равно как и в других видах искусства, цветет пышным цветом: упоминания этого явления можно встретить в самых различных текстах, от «Пианистки» Эльфриды Елинек до «Одиночества простых чисел» Паоло Джордано. Попробуем разобраться, насколько описания причинения себе телесных повреждений в словесном творчестве соответствуют реальному положению вещей при симптоматике пограничного расстройства личности – основного душевного фундамента сэлфхарма. На вопросы отвечает практикующий врач-психиатр, кандидат медицинских наук, Ирина Горшкова.
В тексте причинение героем себе телесных повреждений часто показывается как эмоциональная реакция на определенные сюжетные события, как рефлексия, позволяющая читателю открыть новые стороны в характере персонажа. А как обстоят дела в реальной жизни? Что толкает людей на то, чтобы самих себя резать, жечь, колоть и бить?
ИРИНА. В жизни нанесение самоповреждений является следствием нарушений, вызванных различными психическими заболеваниями, чаще всего такое явление мы видим при пограничном расстройстве личности, выраженных аффективных нарушениях. Основная причина, по которой люди совершают эти действия – это сильные эмоциональные переживания, чувство одиночества, вины, раздражения, тревоги. Человек, страдающий таким заболеванием, как правило описывает, как, причиняя физическую боль, отвлекается от душевных переживаний, чувствует облегчение. Иногда люди, совершающие такие действия, страдают от чувства опустошенности, «душевного вакуума», при этом ощущения физической боли, позволяют почувствовать себя «снова живым», способным испытывать эмоции. При некоторых видах расстройств люди наносят себе вред с демонстративной целью, пытаясь обратить внимание окружающих на свои переживания. Часто близкие недооценивают тяжесть ситуации, считая такое поведение неуместной манипуляцией, однако, не стоит забывать, что подобные действия нередко приводят к существенным повреждениям и наносят вред здоровью, люди, страдающие подобного рода расстройствами, нуждаются в профессиональной помощи.
Где проходит грань между «просто распереживался» и потенциально опасным поведением? Мой любимый Дэрил Диксон из «Ходячих мертвецов», однажды расчувствовавшись, прижигает себя окурком, но впоследствии персонаж не развивает линию, которая представляла бы угрозу ему самому. Возможно ли это в невымышленном мире? Или подобные прецеденты почти всегда становятся тенденцией?
ИРИНА. Потенциально опасным поведение становится тогда, когда человек непосредственно наносит вред своему здоровью: повреждает кожные покровы (путем нанесения порезов, ожогов, ударов), доводя свой организм до истощения физическими нагрузками, голодовками и т.д. Хотя нанесение таких повреждений не имеет под собой прямого желания совершить суицид, подобные действия могут ненамеренно привести к самым печальным последствиям. Не стоит забывать, что в подобном состоянии человек испытывает сильную душевную боль и нуждается в поддержке и помощи, поэтому пренебрегать проявлениями такого расстройства точно не стоит.
Мне кажется, что зачастую в тексте самоповреждения способны романтизировать характер (этакое раскрытие drama queen) героя, дать ему большую глубину, сделать его страдания таким образом «настоящими». Но в последнее время это уже балансирует на грани клише. Можно ли говорить о том, что сэлфхарм нередко позиционируется как некая показная гиперчувствительность?
ИРИНА. Романтизация таких расстройств, как и некоторых других психических заболеваний, безусловно присутствует. Особенно в переходном возрасте: часто можно столкнуться с проблемой, когда подросток пытается привлечь внимание родителей или сверстников, нанося себе повреждения на предплечьях, угрожает суицидом, идентифицирует себя с героем художественного произведения, музыканта или другого объекта подражания (люди с пограничным расстройством личности зачастую интересны, талантливы и сами являются объектом для подражания). Однако, такое поведение — не безобидная шалость, причинение себе физической боли всегда подразумевает боль душевную, эмоциональные переживания. Не стоит забывать, что на подростковый возраст приходится бОльшая часть суицидов, что еще раз подтверждает необходимость внимательного отношения к подобному поведению, своевременному обращению за помощью. Нередко при нанесении самоповреждений или демонстративной суицидальной готовности происходит несчастный случай, также за такими действиями может скрываться не диагностированное психическое расстройство.
Имеет ли сэлфхарм связь с различными духовными учениями, и могут ли религиозные мотивы усугублять ситуацию? Осгар из «Ирландии» Резерфорда усмиряет плоть, кидаясь обнаженным в заросли жгучей крапивы. Подобные мотивы напрямую связаны с религией, и в литературе это особенно заметно на примере средневекового католичества – мы можем найти прецеденты «умерщвления» тела в «Имени Розы» Умберто Эко, в романах Кена Фолетта по той же эпохе и, как же не сказать, в моем «Архитекторе»)). Могут ли вериги, плети и долгий пост иметь отношение к тому, что рассматривают как сэлфхарм в современной психиатрии?
ИРИНА. Сэлфхарм в религиозной среде чаще называют самоистязанием, мы можем встретить такого рода действия при ряде состояний. Наиболее часто подобное поведение наблюдается при острых состояниях в психиатрии. Галлюцинаторно-бредовые нарушения нередко тесно связаны с религиозной темой – бред греховности, «голоса», приказывающие нанести себе вред, «очиститься от грехов»… В результате человек может причинить себе серьезные повреждения – доводить себя до истощения строгим постом, наносить удары, порезы и т.д. Зачастую до начала заболевания эти люди не были религиозными. Такие заболевания требуют медицинской помощи чем быстрее, тем лучше. Современные священнослужители, как правило, распознают эти заболевания и сразу направляют к специалистам, а раньше над такими людьми совершали различные обряды, «изгоняли дьявола», что естественно не способствовало восстановлению психического здоровья.
Другая ситуация, когда религиозный человек, воспитывавшийся в соответствующих традициях, обращается в храм за помощью при тяжелых душевных переживаниях, клинических депрессиях. В таких ситуациях идеи вины и греховности нередко заставляют людей совершать самоповреждающие действия, суицидальные попытки. Из вышесказанного следует, что нередко люди с психическими заболеваниями оказываются именно в религиозной среде.
Встречающиеся в литературе описания сэлфхарма на примере средневекового католичества соответствуют политическому режиму той эпохи, когда строгость поста и телесные наказания являлись скорее неприятными последствиями, чем осознанным выбором. Ну и не стоит забывать, что в средневековье существовали психические заболевания, встречающиеся в наши дни и рассмотренные выше, соответственно, мы можем встретить описания биографий таких людей, перекликающиеся с привычным для того времени образом жизни.
Ритуалы массового самоистязания в религиозной среде встречаются не только при описаниях сильного религиозного подъема средних веков, непосредственно связанного с политической обстановкой. Способы управления и подчинения, манипулирования людьми встречаются и современном мире в сектанских сообществах. Здесь речь идет о вовлечении впечатлительных людей с чертами зависимости и внушаемости в потенциально опасные ситуации, и нанесение повреждений себе в таких сообществах не редкость, вовлекаться туда могут здоровые люди с личностными особенностями.
Напоследок, поделитесь, пожалуйста, вашими личными наблюдениями касательно самого феномена сэлфхарма: что делать человеку, отчетливо узнающему себя в персонажах художественной литературы, которые наносят себе телесные повреждения?
ИРИНА. Если человек обнаруживает за собой желание нанести себе физический вред и тем более, совершает подобные действия – это однозначный повод искать помощи у специалиста – врача-психиатра, психолога. Обоснование таких действий жизненными трудностями, временными переживаниями может повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья.