Нейропсихолог Кристина Курош подготовила материал о влиянии девайсов на мозг ребенка. Важная информация для молодых родителей 👍🏻

Современная индустрия компьютерных технологий развивается с такой головокружительной скоростью, что угнаться за всеми новинками практически невозможно. На сегодняшний день мы имеем удобное приложение для чего угодно: от покупок до обучения и работы. Не удивительно, что с таким разнообразием, и с такой доступностью электроники остро встает вопрос: доверять ли чаду устройство?

 
 

В самом деле, информации о вреде/пользе гаджетов для детского развития существует океан: от исследований, доказывающих снижение качества и количества сна у детей, использующих мобильный телефон вечером, и до повышения уровня развития памяти и мышления у детей, использующих развивающие приложения на том же мобильном телефоне. Ну как тут не потеряться?

И вообще, говоря о детях и гаджетах, детей какого возраста мы имеем ввиду?

Что говорит медицина

Ниже приведена таблица, представляющая рекомендации педиатров Великобритании по использованию детьми гаджетов, онлайн- и видеоресурсов. Эта таблица была представлена на ежегодном междисциплинарном научно-практическом конгрессе «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей» — сохраните, чтобы не потерять:

 
 
Официальные рекомендации педиатров Великобритании

Почему же именно педиатров Великобритании, спросите вы? А вы попробуйте отыскать рекомендации на эту тему наших отечественных педиатров (имея в виду не частные рекомендации, а рекомендации уровня государственных подзаконных нормативных правовых актов). Приведенные данные непрозрачно намекают нам на то, что гаджеты детям не такая уж и игрушка.

Если мы обратимся к первому возрастному диапазону, рассмотренному в таблице, то с удивлением откроем для себя, что маленьким детям до двух лет применение каких бы то ни было устройств педиатры не рекомендуют вообще. Почему так?

Упущенное не вернешь

Дело в том, что за первые два года своей жизни ребенок умудряется преодолеть пропасть, разделяющую только что родившийся, в высшей степени зависимый организм, и физиологически уже вполне автономного и деятельного человека.

В это волшебное время нейроны головного мозга проделывают такое, чего больше уже никогда за всю жизнь не повторят: они перемещаются (в прямом смысле!), формируют между собой связи, приобретают специализацию, невостребованные гибнут, словом, мозг ребенка в этом возрасте можно сравнить разве что с кипящим котлом.

Весь он, ребенок, в это время «настроен» на познание, он жадно поглощает всю доступную о мире информацию, потому что именно сейчас происходит главная в его жизни настройка: настройка жить в этом конкретном мире, в этой материальной реальности. Именно поэтому детям этого возрастного диапазона так важно, чтобы игрушки, книги и все, что с ним соприкасается, было настоящим, доступным непосредственному опытному восприятию через все имеющиеся у него органы чувств. Например, лучшие игрушки те, что можно и потрогать и засунуть в рот и долго рассматривать. А еще очень важно, чтобы эти игрушки и изображения в книгах были реалистичными.

В самом деле, малыш еще только знакомится с окружающим миром и для того, чтобы понять, что кружок с двумя точками и кривой – это стилизованное (абстрактное!) изображение человеческого лица, ему сначала нужно тщательно и подробно изучить настоящее лицо. То же относится и к изображениям/игрушкам, представляющим животных, машины, здания и прочее. От изучения самих объектов окружающего мира ребенок постепенно переходит к изучению их физических свойств и способов взаимодействовать с ними: что во что можно положить, что из чего вытащить, как оно падает и куда девается, упав?

Чем тщательнее и подробнее малыш изучит эту первую в его жизни физику, тем меньше времени ему придется тратить в будущем на решение задач (хорошее владение понятиями о пространстве и пространственной организации своих движений - залог успеха в математике, геометрии, физике).

Эффекты девайсов и созревание мозга

Что же ему, величайшему исследователю, может предложить мамин телефон? Настоящую магию: все звучит и переливается, пищит, летит и взрывается по мановению одного его пальца! Не нужно напрягаться, мучить неловкие, пока еще, пальцы, и выдумывать новые способы использования привычных предметов, чтобы добыть новые впечатления. Тут целый мир, готовый ежеминутно удивлять!

В самом деле, это все равно, что пытаться удивить ребенка, привыкшего питаться в Макдональдс, яблоком. Если хотите посмотреть, как это работает, можете предложить малышу вместо привычной игры или просмотра мультфильмов на планшете развлечься наблюдением за птицами за окном. Его реакция будет красноречивее любых доводов.

Все дело в том, что ребенок, чтобы становиться сильнее, умнее, успешнее должен ежедневно, ежечасно трудиться с самого своего рождения. Будь это сосание материнского молока или поиск и изобретение новых впечатлений, знаний, развлечений – все должно быть им ДОБЫТО.

«За» и «против»

Выходит, гаджеты - первозданное зло, склоняющее к неуклонной деградации ребенка? На этот вопрос невозможно ответить, потому что он некорректный. Применение оружия может спасти чью-то жизнь, а может ее отнять. Одно и то же вещество может быть спасительным лекарством и страшнейшим ядом. Все дело в том, как и в каких дозах мы его употребим.

Сколько бы ни велось споров на родительских форумах и научных площадках, лишь в одном все сходятся - родитель всегда должен быть рядом с ребенком, в руках которого гаджет. И конечно мы говорим не о простом физическом присутствии, а о полноценном сопереживании тех впечатлений, которые получает ребенок. Вряд ли пять минут в день игры в забавную «развивайку» на телефоне или планшете, разделенные с мамой или папой под их ободряющие или помогающие комментарии навредят здоровью малыша даже и до двух лет. Но совершенно очевидно, что сутки, проведенные в виртуальной реальности даже двадцатилетним уже человеком, на пользу ему не пойдут. Что уж тут говорить о ситуациях, когда ребенок, лет трех, четырех, пяти получает в руки мамин телефон, лишь бы «перестал доставать» или «помолчал хоть немного»...

Современный гаджет - прежде всего инструмент, который в умелых руках способен помочь ребенку в развитии, но применяемый бесконтрольно, отданный в распоряжение самому малышу, может быть опасным и чрезвычайно вредным. Игры, мультфильмы, приложения представляют собой для ребенка концентрированную реальность, своего рода витамины для мозга. Все мы знаем, как витамины полезны растущему организму, равно как мы знаем, какие чудовищные последствия для детского здоровья влечет за собой бесконтрольный, избыточный их прием.

И, разумеется, чем младше ребенок, тем тщательнее мы должны подходить к определению качества, количества и характера потребляемого малышом контента. А в помощь нам - рекомендации педиатров для определения времени и примерного содержания компьютерных занятий.

Помните, ни одна технология не сделает для ребенка того, что может сделать внимательный и чуткий родитель!

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.