Важно отметить, что оказывающийся в двойном зажиме человек должен быть включен в тесные отношения с тем, кто посылает противоречивое послание и не может ему открыто противостоять. В силу зависимости, навязанного убеждения или ложного стыда жертва двойного послания не может высказываться и уточнять, на какое именно из сообщений реагировать, или даже указать на сам факт испытываемого дискомфорта. В ситуации, когда человек имеет психическое расстройство, любое его возражение, недовольство качеством общения будет непременно истолковано как симптом заболевания. Невозможность защитить себя связана с тем, что указание на нелогичность и несправедливость требований равнозначно обвинению посылающего двойное послание в нечестности. Когда другой человек для нас является очень значимым и авторитетным, то ему бывает просто невозможно высказать подобную критику, а часто даже и в голову не приходит мысль о том, что его требования могут быть несправедливы. В силу этого человек, получающий двойные послания, постоянно пребывает в состоянии неуверенности и вместе с тем вынужден оставаться в этой тупиковой ситуации.

Парадоксальные указания встречаются в повседневной жизни чаще, чем обычно думают люди; поэтому их осознание весьма важно для психического здоровья партнеров по общению. Например, от мальчиков часто требуют, чтобы они были не маменькиными сыночками, а смелыми и мужественными, умели постоять за себя и добивались успеха во всех своих начинаниях. В то же время, когда они проявляют эти качества, инициативу или здоровую агрессию в общении со сверстниками, выражают свое мнение взрослым, играют в активные игры, то их ругают и наказывают.



Или, например, когда муж дарит супруге подарок на восьмое марта, но она обижается на него, поскольку считает, что супруг делает это не от души, а просто выполняет формальность. Или что потратил деньги, предназначенные на хозяйственные нужды. Но если в следующий раз он ничего не дарит ей в женский день, чтобы не обидеть ее, жена все равно остается не довольной, так как воспринимает его поступок как невнимание и равнодушие к ней. Также некоторым может быть знакома ситуация, когда мать взрослого холостого сына говорит ему, что ему надо жениться. Но одновременно она очень негодует, обижается и упрекает его в том, что сын, ухаживая за своей избранницей, тратит на нее время и деньги, которые мог бы потратить на родительскую семью.

Если опыт коммуникации с двойным зажимом повторяется и становится привычным, особенно в детстве, когда формируется психика, то человек приучается воспринимать мир парадоксальным образом. Это может привести его к отстраненности от реальности, уходу в себя, психопатическому поведению, алкоголизации, различным страхам и пр. Такое с общепринятой точки зрения ненормальное поведение может быть как раз нормальным и адекватным в тех ненормальных условиях, в которых оказался человек. Парадокс в том и состоит, что, находясь в в ненормальной ситуации реагировать ненормально - это нормально. Ситуация двойного зажима, загоняющая человека в угол, трудно переносима как для здорового, так и для психически больного. Однако последнему справиться с ней особенно сложно, поскольку его возможности выдерживать напряжение весьма ограничены. Поэтому нарушение коммуникации в семье часто способствует усугублению состояния болеющего человека и развитию у него неадекватного парадоксального мышления.

На первый взгляд может показаться, что человек, посылающий двойное послание, находится в замечательном положении, что он имеет выигрыш, так как владеет ситуацией, всегда прав, а виноват всегда кто-то другой. Но это далеко не так, плата за эти кажущиеся преимущества несоразмерно высока и не компенсируется тем колоссальным ущербом, который возникает вследствие подобной патологической коммуникации.

Во-первых, портятся отношения между членами семьи, вовлеченными в подобную коммуникацию. Жертва двойного зажима не способна прямо выразить свое недовольство, да порой и не может осознать его причину, четко сформулировать то, что его возмущает, ведь подобный стиль отношений ему привычен с детства. Однако хронические психотравмы, постоянное состояние фрустрации, неудовлетворения накапливается и начинает проявляться косвенно. Человек может взорваться,вспылить и грубо высказаться по незначительному поводу, хотя психическое напряжение возникло именно в ситуации двойного послания, по поводу которого человек не смог высказаться. Ценой подобного патологичного поведения может стать отдаленность и натянутость семейных отношений, ложь, неуспешность, ухудшении психического состояния или в неуправляемое поведение членов семьи. Это увеличивает неудовлетворенность всех родственников и утяжеляет бремя, которое несет семья психически больного человека.

Самое главное заключается в том, что человек, использующий парадоксальную коммуникацию по отношению к другим людям, предъявляет невыполнимые противоречивые требования в первую очередь к самому себе и тем самым загоняет себя в западню. И выходом из этой невыносимой внутренней западни является назначить виновным в своих переживаниях кого-то вовне, проще всего ребенка или больного члена семьи. Тогда внутреннее напряжение получает некоторое логичное для такого человека объяснение и иллюзию того, что воздействуя на мнимый источник своей тревоги, можно обрести успокоение и внутреннюю гармонию.

Кроме того, в глубине души он всегда находится под гнетом осознанного или неосознаваемого страха разоблачения, опасаясь, что в неудачах зависимой от него жертвы двойного зажима возможно виноват он. В приведенном примере мать требовала от сына совершить одновременно несовместимые во времени действия (немедленно лечь спать, поесть, принять таблетки через час после еды) и ругала его за то, что он этого не может сделать. На психологической консультации выяснилось, что эта женщина и от себя требовала выполнения всех условий одновременно, не считаясь с тем, что это невозможно. Ей казалось, что невыполнение любого из этих условий повлечет за собой катастрофу – сон будет нарушен, болезнь усугубится. Она испытывала тревогу и плохо осознаваемое чувство вины за то, что в этот день не проконтролировала режим. Она даже не замечала, что, требуя от сына решить эту дилемму и наказывая его за то, что он это не смог сделать, она фактически перекладывает на него ответственность и вину за создавшуюся ситуацию, которую она в силу своих предубеждений видела абсолютно неразрешимой. Осознав особенности своей коммуникации, эта женщина смогла проговорить свои тревоги, от которых она спасалась, устанавливая парадоксальную коммуникацию.

Кроме того, в приведенном примере присутствуют такие характерные установки, как перфекционизм и катастрофизация мышления. Когда человек сначала ставит себе слишком высокую. ненужно идеальную планку жизни, событий, а когда события хотя бы слегка отклоняются от его нереалистичных ожиданий, то человек впадает в панику и рассматривает гипотетически возможные негативные последствия как неминуемую катастрофу.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.