Методика многомерной оценки детской тревожности

Больше
3 года 3 мес. назад #1 от pavelp
Описание методики

Методика представляет собой клинически апробированный опросник, предназначенный как для экспресс, так и для структурной диагностики расстройств тревожного спектра у детей и подростков. Разработан в 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева Е.Е. Малковой (Ромицыной) под руководством Л.И. Вассермана.

Теоретические основы

В настоящее время существует немало формализованных методов диагностики тревоги и тревожности у детей и подростков. Однако ни один из них не позволяет рассматривать данные феномены как многомерные психические образования, выявляя не только аффективные, но и другие компоненты, играющие важную роль в диагностике психической дезадаптации. Кроме того, отсутствие единого психодиагностического подхода к оценке детской тревожности в различных возрастных группах, основанного на принципах и специфике периодизации развития в детском и подростковом возрасте, в значительной степени затрудняет возможности объективного динамического наблюдения изучаемых феноменов, прежде всего в сравнительном аспекте. В связи с этим в лаборатории клинической психологии была разработана специальная психологическая методика многомерной оценки детской тревожности, отвечающая современным психометрическим критериям, в результатах которого отражается не только уровень и характер тревожности у детей и подростков школьного возраста (8-18 лет), но и максимально возможный спектр ситуаций, в которых она может быть реализована.

При создании опросника решалась задача учета не только онтогенетических закономерностей и специфических проявлений тревожности, но и запросов специалистов-практиков. Процедура конструирования методика включала в себя несколько этапов. На первом этапе решалась задача определения спектра возможных проявлений феномена тревожности у детей и подростков школьного возраста с целью создания теоретического конструкта будущего опросника. В соответствии с этим на основе анализа данных литературы и при содействии высококвалифицированных специалистов (психологов, педагогов, врачей), выступивших в роли экспертов, были выделены тематически наиболее информативные параметры оценки эмоционально-поведенческих расстройств тревожного регистра у детей и подростков этой возрастной категории. В результате на основе полученных экспертным путем характеристик были сформулированы соответствующие названия шкал и раскрыто их психологическое содержание.

Разработанная таким образом психодиагностическая структура многомерной оценки включала 10 параметров-шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. На основании результатов, полученных по этим 10-ти шкалам представлялось возможным получение информации о структурных особенностях тревожности конкретного ребенка или подростка по четырем основным направлениям психологического анализа:

оценке уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка (1, 3 и 7 шкалы);
оценке особенностей психофизиологического и психовегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях (9 и 10 шкалы).
оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка особенностей его социальных контактов (в частности – со сверстниками, учителями и родителями) (соответственно – 2, 4 и 5 шкалы);
оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка ситуаций, связанных со школьным обучением (6 и 8 шкалы)

На следующем этапе, в соответствии с психологическим содержанием каждой из 10-ти заявленных структурных элементов (шкал) были составлены 10 групп вопросов, отражающих психологическую специфику каждой из них. Всего на первоначальном этапе было сформулировано порядка 250 вопросов. Дальнейшее формирование списка вопросов методики было многоэтапным и на каждом из этих этапов проводилась специальная его корректировка, направленная на повышение диагностической и информативной значимости отбираемых вопросов.

Так, при содействии группы экспертов (высококвалифицированных клинических психологов, педагогов и врачей, работающих с детьми и подростками) была осуществлена оценка соответствия содержания вопросов заявленным темам шкал. В результате чего был отобран 131 вопрос (от 10 до 17 по каждому из предполагаемых диагностических параметров). Далее, для оценки адекватности формулировки вопросов в целях использования их в диагностических целях в широком диапазоне возрастных групп детей и подростков (от 7 до 18 лет) были последовательно проведены следующие процедуры.

Понятийная оценка содержания вопросов, адекватность их формулировок особенностям восприятия младших детей оценивались группой экспертов - учащихся подготовительных и первых классов общеобразовательной школы (дети 6-7 лет и подростки 16-18 лет). Вышеназванным «экспертам» разработанные и отобранные ранее вопросы предлагались в форме интервью, в процессе которого, эти вопросы подвергались существенной коррекции в плане формулировок. В процессе этой работы вопросы постепенно приобретали смысл, доступный восприятию респондентов, по своему возрасту, заведомо выходящих за возрастные рамки первоначально предполагаемой области применения данного опросника. После чего было проведено дополнительное исследование 470 школьников как начальных, так и выпускных классов общеобразовательных школ, которое подтвердило первоначальную гипотезу относительно возможности использования единого списка вопросов относительно проявлений тревожности для детей и подростков в возрасте 7-18 лет. Отобранные таким образом вопросы с одной стороны - не вызывали недопонимания их смысла у детей младшего школьного возраста, с другой – адекватно воспринимались и не вызывали сопротивления, как «глупые» – у старших школьников.

Далее был проведен специальный статистический анализ с целью изучения качественных особенностей полученного экспертным путем варианта методики многомерной оценки детской тревожности. Для этого были подсчитаны коэффициенты корреляции ответов на каждый вопрос с ответами на вопросы той же шкалы. В результате была получена оценка математического соответствия предложенных вопросов заявленным темам. Это позволило произвести качественный отбор вопросов, «работающих» на определенные шкалы, исключив из общего списка наименее информативные. Другими словами, в окончательную версию опросника многомерной оценки десткой тревожности были включены только те вопросы, которые соответствовали статистическим критериям и которым соответствовали коэффициенты корреляции в диапазоне от 0,70 до 0,86. Таким образом, окончательная версия опросника «Многомерная оценка детской тревожности» содержит 100 вопросов (по 10 на каждую шкалу), на которые респонденты должны отвечать одним из двух вариантов ответов: «да» или «нет».

Следующий этап разработки был направлен на проведение эмпирической процедуры стандартизации результатов исследования, получаемых при помощи методики многомерной оценки десткой тревожности с учетом поло-возрастных особенностей школьников. Для этого было исследовано 900 школьников в возрасте от 7 до 17 лет (432 мальчика и 468 девочек). При проведении процедуры стандартизации опросника однофакторным дисперсионным анализом обнаружилось влияние пола и возраста на значения показателей шкал, что привело к необходимости учитывать данные различия. В процессе исследования были получены достоверные статистические различия между следующими половозрастными группами: 7-10 лет (младший школьный возраст), 11-12 (предпубертатный возраст), 13-15 (пубертатный возраст), 15-17 лет (юношеский возраст).
Валидизация

Поскольку опросник многомерной оценки детской тревожности состоит из 10-ти самостоятельных шкал, валидность каждой шкалы определялась самостоятельно. Валидность опросника как целого определялась качественно совокупностью валидности этих 10-ти шкал. Основной акцент был сделан на оценке валидности по содержанию и критериальной.
Содержательная валидность

Валидность по содержанию (внутренняя) подтверждалась мнением группы квалифицированных экспертов, которые анализировали общую структуру шкал опросника и содержание вопросов, относящихся к каждой из 10-ти шкал. Эксперты пришли к заключению о соответствии содержания текста опросника современному описанию феномена тревожности и его специфике у детей и подростков.
Конструктная (концептуальная) валидность

В рамках общей содержательной валидности изучалась конструктная (концептуальная) валидность методики многомерной оценки детской тревожности. В процессе создания опросника предполагалось, что характер тревожности у детей и подростков может быть обусловлен различными факторами, т.е. собственно специфические проявления тревожности ребенка или подростка зачастую не соответствуют таковым у взрослых и в значительной степени зависят не только от возраста, но и от пола ребенка, особенностей социальной ситуации его развития, а также от его личностных особенностей и психофизиологических характеристик. Эта концепция, подразумевающая необходимость многомерной характеристики тревожности у детей и подростков, была воплощена в конструкции из 10-ти шкал опросника. Каждая из этих шкал отражает значение общего для всех шкал фактора – тревожности, и значение другого фактора тревожности индивидуального и специфического для каждой шкалы опросника многомерной оценки детской тревожности. Такая конструкция опросника обосновывает его конструктную (концептуальную) валидность. Исходя из вышесказанного, в рамках конструктной валидности опросника может быть указано на валидность по возрастной дифференциации.

Дифференциально-возрастная валидность

Валидность по возрастной дифференциации определялась по возможности использования данного опросника для разных возрастных групп испытуемых. Для оценки адекватности формулировки вопросов опросника многомерной оценкидетской тревожности с целью использования их в диагностических целях в широком диапазоне возрастных групп детей и подростков (от 7 до 18 лет) был проведен специальный анализ с участием группы экспертов (детей 5-7 лет и подростков 16-18 лет) в результате которого, были отобраны только те вопросы, которые, с одной стороны - не вызывали бы недопонимания их смысла у детей младшего школьного возраста, с другой – адекватно воспринимались бы и не вызывали сопротивления, как «глупые» – у старших школьников.

Кроме того, проведенная эмпирическая процедура стандартизации результатов исследования, получаемых при помощи методики многомерной оценки детской тревожности, однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA) обнаружила влияние пола и возраста на значения показателей шкал, что привело к необходимости учитывать различия по полу и возрасту. Таким образом, по результатам полученных достоверных статистических различий были специально разработаны нормативы, позволяющие оценить степень выраженности каждого из 10-ти показателей опросника МОДТ в соответствии со следующими половозрастными группами: 7-10 лет (младший школьный возраст), 11-12 (предпубертатный возраст), 13-15 (пубертатный возраст), 15-18 лет (юношеский возраст). Особо следует отметить тот факт, что выработанный эмпирически подход к использованию и оценке результатов оказался оправданным и с теоретической точек зрения поскольку согласуется с принятой в нашей стране периодизацией психического развития.

Критериальная валидность

Проведенная процедура, подтверждающая валидность по критерию (критериальную валидность) заключалась в установлении эмпирических мер соответствия оценок опросника многомерной оценки детской тревожности и внешних по отношению к нему критериев, которые достаточно объективно, обосновано и надежно характеризуют тревожность у детей и подростков. В рамках исследования критериальной валидности нами выделялись два ее основные вида: консенсусная и эмпирическая. В нашем случае консенсусная валидность устанавливала меру соответствия между результатами опросника и внешними для опросника критериями. В качестве таких критериев выступали самооценки детей и подростков, а также оценки родителями и учителями выраженности в поведении детей эмоциональных проявлений, свидетельствующих о наличии тревоги.

Критерий 1. Самооценка психоэмоционального состояния детей и подростков, связанного с тревожностью. Сопоставление данных опросника многомерной оценки детской тревожности с особенностями самооценки производилось на выборке 413 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Были обнаружены положительные взаимосвязи (при p<0.05) показателей соответствующих шкал опросника МОДТ с отмечаемыми у себя ребятами тревожащими их проблемными взаимоотношениями со сверстниками (r=0,23), родителями (r=0,32) и учителями (r=0,28). Кроме того, выраженность показателя шкалы многомерной оценки детской тревожности, отражающего повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой оказалась значимо (p<0.05) связанной с указываемым детьми и подростками при самооценке наличием тревожащих проблем, связанных со здоровьем (r=0,20). На этом фоне взаимозависимость показателей большинства шкал с отмечаемыми у себя проблемами, связанными с успеваемостью (r=0,30) может свидетельствовать в пользу предположения о том, что именно эти проблемы чаще всего являются причиной тревожности у детей в возрасте от 9 до 17 лет. Это, в свою очередь согласуется с понятием о ведущем виде деятельности данного возраста.
Критерий 2. Оценка родителями эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с тревожностью. Также были сопоставлены оценки родителями поведенческих особенностей детей с данными методики многомерной оценки детской тревожности на выборке 180 семей детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Показатели всех шкал опросника многомерной оценки детской тревожности положительно коррелируют (при p<0.05) с оценками эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с расстройствами сна, наличием страхов и прочими особенностями тревожного реагирования детей, отмечаемых у них родителями дома (r=0,29). Кроме того, отдельно выделяются три шкалы опросника («Общей тревожности» (r=0,35), «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (r=0,28), «Повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой» (r=0,26)), показатели которых взаимосвязаны со всеми показателями нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей, отмечаемых родителями дома.
Критерий 3. Оценка учителями эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с тревожностью. Сопоставление данных опросника с оценками эмоционально-поведенческих особенностей детей и подростков учителями производилось на выборке 443 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Так, практически все показатели шкал опросника значимо (p<0.05) положительно коррелируют с такими оценками учителей, как способность ребенка концентрироваться на задании, уровня его отвлекаемости на уроке, частоты возникающей необходимости дополнительного контроля и индивидуальных детальных объяснений материала учителем (r=0,30). Кроме того, выявлены корреляции (при p<0.05) показателей таких шкал опросника многомерной оценки детской тревожности, как «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками» (r=0,26) и «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (r=0,30) с большинством оценок учителей, свидетельствующих о тех или иных отклонениях детей в эмоционально-поведенческой сфере.

Таковы результаты анализа взаимосвязей опросника многомерной оценки детской тревожности с внешними для этого теста экспертными оценками тревожности детей и подростков. Эти результаты подтверждают консенсную валидность опросника многомерной оценки детской тревожности.

Проведенная процедура проверки эмпирической валидности устанавливала меру соответствия путем вычисления коэффициентов корреляции между результатами опросника многомерной оценки детской тревожности и внешними для этого опросника критериями, в качестве которых выступали оценки других тестов, выявляющих наличие тревожности и эмоционально-поведенческих феноменов, сопряженных с ней. Для установления эмпирической валидности опросника многомерной оценки детской тревожности были использованы результаты исследования: детским вариантом опросника Кеттелла, «Индивидуально-типологическим детским опросником» (ИТДО), «Методом цветовых выборов» (МЦВ), Патохарактерологическим диагностическим опросником для подростков (ПДО).

Детский вариант опросника Кеттелла был использован на выборке 227 детей в возрасте от 7 до 12 лет были получены доказательства о эмпирической валидности многомерной оценки детской тревожности. Выявлено, что все показатели шкал опросника положительно коррелируют при p<0,05 с такими показателями опросника Кеттелла, свидетельствующими о наличии тревожности в структуре личностных свойств, как – –С «неуверенный в себе, легко ранимый, эмоционально неустойчивый») (r=0,56), –Н («робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе») (r=0,48), +О («тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений») (r=0,47).

«Индивидуально-типологический детский опросник» (ИТДО) был использован на выборке 402 школьника в возрасте от 9 до 17 лет также были получены доказательства критериальной валидности методики многомерной оценки детской тревожности. Выявлены достоверно положительные взаимосвязи всех показателей опросника с показателями таких шкал индивидуально-типологического детского опросника, как «Тревожность» (уровень проявлений состояния тревоги, мнительности, боязливости, склонности к навязчивым страхам и паническим реакциям) (r=0,39) и «Сензитивность» (уровень чувствительности, ориентированности на авторитет более сильной личности, конформности, проявлении в структуре личности черт зависимости) (r=0,26).

«Метод цветовых выборов» (МЦВ) был использован на выборке 66 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Обнаружена положительная взаимосвязь (при p<0.05) таких шкал опросника, как «Тревога в отношениях с родителями» (r=0,25) и «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (r=0,24) с показателем уровня «тревожности» по методу цветовых выборов, характеризующего наличие и интенсивность эмоциональной напряженности в актуальном состоянии.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), позволяющий оценить особенности взаимосвязи отдельных характерологических особенностей подростка, сопряженных с проявлениями тревожности был использован на выборке 315 подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Показатели большинства шкал опросника оказались связанными (при p<0.05) с такими характерологическими проявлениями, как – сензитивность, характеризующаяся повышенной чувствительностью, впечатлительностью, чувством собственной неполноценности (r=0,46); астено-невротичность, отражающую вероятность развития реакций тревоги на изменение привычных обстоятельств (r=0,37) и психастеничность, характеризующую подростка, как нерешительного, неуверенного в себе, тревожно мнительного (r=0,36).

Как видно из высказанного, выявленные статистически значимые корреляции шкальных оценок опросника оценки детской тревожности и показатели четырех других тестов, отражающих тревожность детей и подростков могут служить достаточным основанием для обоснованности утверждения об эмпирической валидности опросника. В целом, проведенный анализ опросника и получаемых с его помощью психодиагностических результатов подтверждают его содержательную и критериальную валидность. Другими словами, можно с достаточной долей уверенности утверждать тот факт, что опросник оценки детской тревожности является надежным, конструктно и по содержанию валидным психометрическим инструментом, позволяющим многомерно оценивать характеристики тревожности у детей и подростков школьного возраста, значимые для медико-психолого-педагогической практики.
Внутренняя структура

Опросник содержит в себе 10 шкал:

«Общая тревожность», результаты которой отражают общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.
«Тревога в отношениях со сверстниками», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками.
«Тревога, связанная с оценкой окружающих», результаты которой отражают уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных оценок с их стороны.
«Тревога в отношениях с учителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка.
«Тревога в отношениях с родителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характера тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями.
«Тревога, связанная с успешностью в обучении», результаты которой отражают уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.
«Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
«Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», результаты которой отражают уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно – публичной) его знаний, достижений, возможностей.
«Снижение психической активности, обусловленное тревогой», результаты которой отражают уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.
«Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», результаты которой отражают уровень выраженности психо-вегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях психовегетативной реактивности в эмоциональной и поведенческой сферах, особенно в ситуациях стрессогенного характера.

Каждая из 10 шкал может принимать одно из четырёх значений:

«отрицание тревоги или слабая ее выраженность, которая, в свою очередь, может иметь и защитный, неосознаваемый характер»
«нормативный уровень тревожности, способствующий оптимальной адаптации индивида»
«повышенный уровень тревожности, дестабилизирующий психоэмоциональное состояние индивида в определенных ситуациях; субклинический уровень».
«крайне высокий уровень тревожности, носящей генерализованный характер и дезорганизующий деятельность ребенка вплоть до клинических проявлений»

Интерпретация
Подсчёт сырых баллов


Подсчёт сырых баллов производится путём простого математического суммирования результатов ответов на все пункты, принадлежащие каждой шкале (на бланке ответов пункты специально распределены таким образом, что каждый столбец соответствует одной шкале). Часть пунктов интерпретируется в обратных значениях:
Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Общая тревожность 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91
Тревога во взаимоотношениях со сверстниками 2, 12, 22, 52, 72, 82 32, 42, 62, 92
Тревога в связи с оценкой окружающих 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 83, 93 73
Тревога во взаимоотношениях с учителями 4, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94 14
Тревога во взаимоотношениях с родителями 25, 45, 75, 85, 95 5, 15, 35, 55, 65
Тревога, связанная с успешностью в обучении 6, 16, 26, 36, 46, 56, 76, 86, 96 66
Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 87, 97 77
Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний 8, 18, 28, 38, 48, 68, 78, 88, 98 58
Снижение психической активности, связанное с тревогой 9, 29, 39, 49, 69, 79, 89, 99 19, 59
Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100

Поскольку ответы производятся по принципу Да/Нет, а каждая шкала содержит по 10 пунктов, то максимальное значение сырых баллов по каждой шкале - 10, минимальное - 0.
Подсчёт стандартных баллов

С целью стандартизации сырые баллы переводятся в стандартные z-баллы по формуле:

z=x−x¯σ

где x

– первичная оценка по тесту,



– среднее значение для нормативной группы,

σ

– стандартное отклонение от среднего значения для нормативной группы.
Итоговая оценка результатов

Каждая подвыборка разделялась на четыре группы, с которой и соотносится результат при интерпретации:

испытуемые, имеющие низкие значения показателя (от –2,5 до –1 z-баллов),
испытуемые, имеющие средние значения показателя (от –1 до +1 z-баллов),
испытуемые, имеющие высокие значения показателя (от +1 до +2 z-баллов),
испытуемые, имеющие экстремально высокие значения показателя (от +2 до +3 z-баллов).

Также отнесение испытуемого к той или иной группе может быть произведена на основании сравнения с нормативными показателями соответствующей выборки.
Таблица нормативных показателей
Процедура проведения

Опросник рассчитан на детей и подростков школьного возраста (от 8 до 18 лет). Помимо использования данного опросника в заявленном возрастном диапазоне, особенности построения методики многомерной оценки детской тревожности допускают в исключительных случаях возможность работы с детьми 6-7 лет, а также с детьми любого возраста, не имеющими физической возможности самостоятельно заполнить опросник. В этом случае предполагается использование формы стандартного интервью, в ходе которого опросник заполняет экспериментатор (иногда с помощью родителей).

Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако, испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не обдумывая. Как показывает опыт, выполнение заданий опросника является простым, доступным детям в возрасте от 7 до 18 лет и длится от 20 до 30 минут. Кроме того, возможным представляется его использование как в индивидуальной работе, так и при массовых исследованиях. Испытуемый (или помогающий ему взрослый) в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждый из 100 вопросов.
Практическая значимость

Основным показанием к применению опросника многомерной оценки детской тревожности является индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками, учителями и родителями). При помощи опросника возможно более глубокое понимание психологических причин неуспеваемости и более адекватного формирования плана психологической помощи школьникам. По результатам индивидуального тестирования возможно прогнозирование и оценка психотравмирующих ситуаций и определения «мишеней» для индивидуальной и семейной психотерапии. Информация, получаемая с помощью опросника многомерной оценки детской тревожности будет также полезна врачам и другим медицинским работникам, занимающимся проблемами, связанными с различными нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями.

Наряду с индивидуальным анализом проявлений тревожности у отдельных детей и подростков опросник может быть использован для оценки структурных проявлений тревожности в микросоциальных группах в условиях школы с целью предупреждения развития конфликтных ситуаций между учащимися отдельных классов между собой и педагогами, а также прогноза успешности школьного обучения.

Также областью применения опросника многомерной оценки детской тревожности являются скрининговые психогигиенические и психопрофилактические исследования детей и подростков, в том числе, с использованием современных информационных (компьютерных) технологий для выявления групп риска школьной и психической дезадаптации.

Несомненно, целесообразно ее использование при оценке динамики эмоциональных нарушений у детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами в стационарной и амбулаторной практике, особенно - для уточнения и содержательной квалификации задач для проведения психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» детьми.

К ограничениям в использовании опросника можно отнести, прежде всего, возраст испытуемых младше 7 и старше 18 лет, а также низкую степень понимания смысла вопросов при отчетливом снижении интеллекта и наличие выраженных установок на симуляцию или диссимуляцию у испытуемого.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
3 года 3 мес. назад #2 от pavelp
Инструкция

Предлагаемые вам вопросы имеют отношение к тому, как вы себя обычно чувствуете. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если вы определились с ответом на конкретный вопрос, то напротив соответствующего ему номера следует поставить знак «+», если ответ «ДА» и знак «–», если ваш ответ на данный вопрос – «НЕТ». Если вы затрудняетесь в выборе однозначного ответа, то выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще. Если ваш ответ на данный вопрос может быть различным в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Всякий вопрос, ответ на который вы не можете сформулировать как «ДА», следует считать отрицательным (т.е. «НЕТ).

Текст опросника

Часто ли ты чувствуешь себя обеспокоенным и взволнованным?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, только потому, что тебя могут не выбрать?
Как ты думаешь, теряют ли симпатии учителей те из учеников, которые не справляются с учебой?
Можешь ли ты свободно говорить с родителями о вещах, которые тебя беспокоят?
Трудно ли тебе учиться не хуже других ребят?
Боишься ли ты вступать в спор?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Часто ли ты чувствуешь себя усталым?
Сказывается ли на желудке твое волнение?
Когда вечером ты лежишь в постели, часто ли ты испытываешь беспокойство по поводу того, что будет завтра?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать того, что хочешь делать ты?
Кажется ли тебе, что окружающие часто недооценивают тебя?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Можешь ли ты обратиться со своими проблемами к близким, не испытывая страха, что тебе будет хуже?
Часто ли тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
Чувствуешь ли ты себя бодрым после отдыха?
Случается ли тебе попадать в такие ситуации, когда ты чувствуешь, что твое сердце вот-вот остановится?
Часто ли тебя что-то мучает, а что - не можешь понять?
Часто ли ты чувствуешь себя не таким, как большинство твоих одноклассников?
Часто ли ты боишься, что тебе не о чем будет говорить, когда кто-то начинает с тобой разговор?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Кажется ли тебе иногда, что никто из родителей тебя хорошо не понимает?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда ты делаешь ошибки?
Обычно тебя волнует то, что думают о тебе окружающие?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Чувствуешь ли ты себя хуже от волнений и ожидания неприятностей?
Случается ли, что ты испытываешь кожный зуд и покалывание, когда волнуешься?
Часто ли ты волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имеет никакого значения?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Испытываешь ли ты стеснение, находясь среди малознакомых людей?
Волнуешься ли ты, когда учитель просит остаться после уроков и поработать с ним индивидуально?
Когда у тебя плохое настроение, советуют ли тебе твои родители успокоиться и отвлечься?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выделиться?
Часто ли, отвечая на уроке, ты переживаешь о том, что думают о тебе в это время другие?
Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Часто ли у тебя болит голова после напряженного дня?
Бывает ли у тебя сильное сердцебиение в тревожных для тебя ситуациях?
Часто ли ты чувствуешь неуверенность в себе?
Нравится ли тебе тот одноклассник, к которому другие ребята относятся лучше всех?
Обычно ты боишься невольно обидеть других людей своими случайно сказанными словами или поведением?
Боишься ли ты критики со стороны учителя?
Начинают ли твои родители сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, совершенного тобой?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем теперь?
Часто ли одноклассники смеются над твоей внешностью и поведением?
Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?
Трудно ли тебе вставать по утрам вовремя?
Бывают ли у тебя внезапные чувства жара или озноба?
Трудно ли тебе сосредоточиться на чем-то одном?
Верно ли, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
Часто ли ты, услышав смех, чувствуешь себя задетым и думаешь, что смеются над тобой?
Легко ли учителю привести тебя в замешательство своим неожиданным вопросом?
Часто ли твои родители интересуются тем, что тебя волнует и чего ты хочешь?
Боишься ли ты не справиться со своей работой?
Часто ли ты упрекаешь себя в том, что не используешь многие свои способности?
Обычно ты спишь спокойно накануне контрольной или экзамена?
Легко ли ты засыпаешь вечером?
Кажется ли тебе иногда, что твое сердце бьется неравномерно?
Часто ли тебе снятся страшные сны?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Боишься ли ты потерять симпатии других людей?
Считаешь ли ты, что педагоги относятся к тебе несправедливо?
Всегда ли родители с пониманием выслушивают твои взгляды и мнения?
Можешь ли ты быть очень настойчивым, если хочешь добиться определенной цели?
Трудно ли тебе писать, если при этом кто-то смотрит на твои руки?
Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?
Часто ли ты сердишься по мелочам?
Бывает ли так, что при волнении у тебя появляются красные пятна на шее и на лице?
Часто ли ты испытываешь страх в тех ситуациях, когда точно знаешь, что тебе ничто не угрожает?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Обычно тебе безразлично, что думают о тебе другие?
Боишься ли ты, что тебя могут вызвать к директору?
Если ты сделаешь что-нибудь не так, будут ли твои родители постоянно и везде говорить об этом?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Нравится ли тебе быть первым, чтобы другие тебе подражали и следовали бы за тобой?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Часто ли тебе приходится дома доделывать задания, которые ты не успел выполнить в классе?
Бывает ли тебе трудно дышать из-за волнения?
Боишься ли ты оставаться дома один?
Мешает ли тебе твоя застенчивость подружиться с тем, с кем хотелось бы?
Часто ли бывает, что тебе кажется, будто окружающие смотрят на тебя, как на никчемного и ненужного человека?
«Холодеет» ли у тебя все внутри, когда учитель делает тебе замечание?
Бывает ли тебе обидно, когда твое мнение не совпадает с мнением твоих родителей, а они категорически настаивают на своем?
Часто ли тебе снится, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
Боишься ли ты, что тебя не правильно поймут, когда ты захочешь что-то сказать?
Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?
Легко ли тебе расплакаться из-за ерунды?
Боишься ли ты, что тебе вдруг станет дурно в классе?
Страшно ли тебе оставаться одному в темной комнате?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя окружающие?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости из-за того, что ты не знаешь урок?
Чувствуешь ли ты себя никому не нужным каждый раз после ссоры с родителями?
Сильно ли ты переживаешь по поводу замечаний и отметок, которые тебя не удовлетворяют?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Часто ли ты получаешь более низкую оценку, чем мог бы получить из-за того, что не успел чего-то сделать?
Потеют ли у тебя руки и ноги при волнении?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.058 секунд
Работает на Kunena форум