Есть несколько способов коммуникации, часто встречающихся в семьях, в которых родственник имеет психическое расстройство, ведущих к психологическим проблемам в семье и ухудшающих психическое состояние больного. Коммуникация - это взаимодействие нескольких людей и возникает всегда, когда люди собираются вместе. По существу, это обмен информацией о разных событиях, о своих душевных состояниях или чувствах, отношению к друг другу. Коммуникации могут быть как вербальными, посредством речи, так и невербальными, с помощью взглядов, выражения лица, позы, интонации голоса, жестами и т.д. . Нарушения коммуникации тесно связаны с проблемами во взаимоотношениях.

В большей или меньшей степени нарушения коммуникации свойственны многим семьям, особенно так называемым дисфункциональным семьям. Однако в семьях, где родственник болен психическим заболеванием, такие проблемы встречаются ощутимо чаще. Но все-таки не стоит все-таки обвинять только больного в том, что отношения в семье стали более напряженными. Нередко бывает так, что негативные способы коммуникации сложились в семье задолго до дебюта психического расстройства у одного из ее членов. Одно время активно продвигалась теория о том, что именно описанные ниже нарушения общения в семье могут стать причиной шизофрении. Я бы не стала утверждать столь категорично о наличии прямой зависимости, все же большинство психических расстройств имеют сложные био-психо-социальные причины, но неоспоримо одно - нарушения коммуникации в семьях существенно ухудшают самочувствие родственника с психическим заболеванием и отрицательно влияют на всю семью.



Члены такой семьи часто пользуются так называемой парадоксальной коммуникацией и невольно загоняют друг друга в тупик, посылая противоречивые, исключающие друг друга сообщения. Подобный способ общения называют двойным посланием, или двойным принуждением, двойной связью, двойным приказом, двойным зажимом.

Двойное послание или двойной зажим - это ситуация, когда к человеку предъявляют два несовместимых, взаимоисключающих требования, выполнение одного из которых неизбежно приводит к нарушению другого. Человек, попавший в тиски двойного зажима, всегда в проигрыше – что бы он ни делал, им в любом случае будут недовольны и его накажут. Либо, двойное послание может нести противоречивую информацию между словами и мимикой, интонацией голоса. Можно сколько угодно говорить слова о любви и заботе, но если в голосе звучит досада, а выражение лица презрительное, то человек, на кого направлена коммуникация, пребывает в недоумении и теряется, на какой из двух мессенджей ему отвечать.

Очень показателен пример из одного учебника.

Молодой человек, болеющий шизофренией, поздно вернулся домой с мероприятия. Обычно к этому времени он уже успевал поужинать, через час после еды принять лекарства и лечь спать. Его мать строго следила за тем, чтобы он соблюдал режим и ложился спать в определенное время, поскольку у него нередко у него были проблемы с засыпанием. Кроме того, она очень боялась возможного обострения и слова врача о необходимости регулярного приема лекарств восприняла буквально, то есть стремилась давать их строго по часам. Мать была сильно встревожена и не могла сделать выбор: принять таблетки без ужина и лечь спать или поесть, подождать час, принять лекарства и лечь спать еще позже, сильнее нарушив привычный режим. Эта ситуация необходимости выбора одного из вариантов сильно растревожила всю семью. В результате мать, так и не решившись сделать выбор, предложила сыну сделать одновременно эти несовместимые во времени действия. Молодой человек выпил лекарства и лег спать. Он так и не смог уснуть из-за чувства голода, и ему пришлось ночью встать и поесть. Сон был нарушен, мать была очень недовольна и отругала его. Как видно из этого примера, чтобы ни сделал молодой человек в этой ситуации, он неизбежно нарушит указание матери. При этом неисполнение любого из этих указаний не освобождает жертву «двойного послания» от наказания. Двойной зажим – это такая ситуация, в которой человек, что бы он ни делал, не может победить, поступить правильно и получить одобрение.

В таком, казалось бы простом вопросе было нарушено множество моментов. Во-первых, ошибочные представления матери о том, что препараты нужно принимать исключительно через час после приема пищи. Как правило, у психотропных препаратов нет строгого указания на время приема относительно пищи, то есть молодой человек мог бы принять их перед ужином. То есть явная проблема недостатка информации и неверных выводов в результате. Второе - попытки тотального контроля всех сфер жизни, в то же время оставление без реального совета в нестандартной ситуации. Вместо поддержки - тревога у пациента. Вместо одобрения того, что молодой человек социализируется, самостоятельно куда-то ходит, общается с людьми, чем-то интересуется - скандал при возвращении домой. Что вполне может приводить к тому, что пациент будет избегать мероприятий, дабы не навлечь на себя гнев матери, таким образом теряя социальные связи и аутизируясь. Либо наоборот, уходить из дома, от напряженного выяснения отношений, что действительно чревато отказом от приема лекарств.

Что можно было сделать в данной ситуации? Уточнить у врача, насколько опасно сдвигание время приема лекарств, и если это так - брать их с собой и незаметно принимать. Если нет - принимать по возвращении. Основная причина недоразумения - это собственное тревожное состояние матери и ее гнев, что сын временно вышел из-под ее контроля. Несет ли такое поведение пользу для пациента? Помогает ли ему сохранять психическое здоровье? Нет. Несет ли оно вред для психического здоровья, причем не только пациента, но и остальных членов семьи? Очевидно, да. Но есть и третий вопрос - виновата ли мать пациента? На первый взгляд да, но на самом деле нет. Ибо ведет она себя так не нарочно, неосознанно, руководствуясь исключительно благими намерениями, которые ведут туда же, куда и всегда. Очевидно, что самим родственникам в данном случае нужна помощь, поддержка.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.